Гуляева Анна Леонидовна

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ

УДК 159.922.7

В статье рассматриваются проблемы развития морального сознания детей дошкольного возраста. Актуальность рассматриваемой темы определена в документах, регулирующих современное образование: «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и т.д. В основных подходах: бихевиористский, когнитивный, деятельностный, представлены различные точки зрения в понимании морального сознания: его структуры, критериев оценки и условий развития. В деятельностном подходе в структуре морального сознания выделяют когнитивный компонент (внутренние этические инстанции), эмоциональный компонент и моральное поведение. Инструменты для диагностики и формирования морального сознания у детей дошкольного возраста имеют ограничения. Диагностические методики Л. Кольберга и К. Гиллиган довольно сложны для дошкольников, методики Р.Р. Калининой доступны, однако не ставят детей в ситуации морального выбора и ситуации, предложенные в них, можно решить логически. Для формирования морального сознания предлагаются традиционные методы: этические беседы, анализ художественных произведений, воспитывающие ситуации, объяснения, упражнения, требования, награждения и т.д. В статье выдвигается предположение о том, что продуктивным средством формирования морального сознания дошкольников являются проблемно-противоречивые ситуации. Методики использования таких ситуаций для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста разрабатываются под руководством Н.Е. Вераксы. Ситуации морального выбора часто являются противоречивыми и, следовательно, требуют совершения диалектических преобразований. Поэтому работа по психолого-педагогическому сопровождению морального развития детей может основываться на применении проблемно-противоречивых ситуаций.


Гуляева Анна Леонидовна

Магистрант по направлению 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, ФГАОУ ВО Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, филиал в г. Северодвинске, гуманитарный институт

azureair@list.ru

 Северодвинск

Научный руководитель:

Чернокова Татьяна Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, ФГАОУ ВО Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, филиал в г. Северодвинске, гуманитарный институт

t.chernokova@narfu.ru

 Северодвинск

Библиографическая справка

Гуляева А.Л. Проблемы развития морального сознания детей дошкольного возраста в психологии и педагогике //Электронный научно-практический журнал «Молодежная наука: тенденции развития». 2019. № 4 (13). С. 29-35. URL: http://molnaukaelsu.ru/data/uploads/issues/2019/2019-04-29.pdf (дата обращения 29.03.2024)
Наверх