УДК 159.922.7
В статье рассматриваются проблемы развития морального сознания детей дошкольного возраста. Актуальность рассматриваемой темы определена в документах, регулирующих современное образование: «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и т.д. В основных подходах: бихевиористский, когнитивный, деятельностный, представлены различные точки зрения в понимании морального сознания: его структуры, критериев оценки и условий развития. В деятельностном подходе в структуре морального сознания выделяют когнитивный компонент (внутренние этические инстанции), эмоциональный компонент и моральное поведение. Инструменты для диагностики и формирования морального сознания у детей дошкольного возраста имеют ограничения. Диагностические методики Л. Кольберга и К. Гиллиган довольно сложны для дошкольников, методики Р.Р. Калининой доступны, однако не ставят детей в ситуации морального выбора и ситуации, предложенные в них, можно решить логически. Для формирования морального сознания предлагаются традиционные методы: этические беседы, анализ художественных произведений, воспитывающие ситуации, объяснения, упражнения, требования, награждения и т.д. В статье выдвигается предположение о том, что продуктивным средством формирования морального сознания дошкольников являются проблемно-противоречивые ситуации. Методики использования таких ситуаций для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста разрабатываются под руководством Н.Е. Вераксы. Ситуации морального выбора часто являются противоречивыми и, следовательно, требуют совершения диалектических преобразований. Поэтому работа по психолого-педагогическому сопровождению морального развития детей может основываться на применении проблемно-противоречивых ситуаций.
моральное сознание, нравственное развитие, дети дошкольного возраста, проблемно-противоречивые ситуации