УДК 372.893
В статье рассматривается значение изучения наследия русской эмиграции с целью совершенствования получения исторических знаний, воспитания гражданственности и патриотизма в молодежной среде. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что проблема формирования исторического сознания школьников занимает значительное место в решении задачи качественного обновления школьного исторического образования, и, на наш взгляд, историко-культурное наследие русской эмиграции – один из важнейших источников, способствующих формированию исторического сознания обучающихся. Использование наследия представителей русской эмиграции на учебных занятиях по истории позволяет достичь реализации основных государственных принципов и требований к содержанию образования, способствует получению исторических знаний. Цель нашего исследования – через исторический аспект рассмотреть взгляды и жизненную позицию писателя, неприятие им революции, гражданской войны в России, а также сделать вывод о том, какую роль играет наследие русской эмиграции в процессе формирования современного исторического сознания обучающихся. В работе представлена попытка анализа историко-культурных ресурсов уникальной исторической территории в контексте выработки стратегии современного школьного краеведения; продемонстрирован опыт использования творческого наследия И.А. Бунина в образовательной практике региона. Сделан вывод о том, что историко-культурное наследие представителей русской эмигрирующей группы играет важную роль в формировании современного исторического сознания обучающихся старших классов. В нашем случае творчество Ивана Алексеевича Бунина, при всей его самобытности – знаменательное явление для XX в. Оставленное им для современного поколения наследие может быть использовано в различных направлениях как при обучении истории, так и в ходе учебных занятий по другим дисциплинам.
историко-культурное наследие, эмиграция, региональный компонент, историческое сознание