УДК 159.9
В работе ставится задача изучить литературу по теме сиблинговых отношений, влияния разницы в возрасте, количества детей и порядка рождения на когнитивные способности сиблингов. Приведен анализ отечественных и зарубежных исследований на эту тему. Описаны типичные портреты первенца и младшего ребенка согласно А. Адлеру. Выявлена совокупность факторов, влияющих на когнитивные способности, и приводятся основные гипотезы исследователей данного вопроса. Перечислены ключевые исследования межсиблинговых отношений, на основании которых резюмируются факторы, влияющие на взаимоотношения сиблингов и основные причины конфликтов между братьями и сестрами. Приводятся плюсы и минусы различных интервалов рождения и особенностей отношений при разной разнице в возрасте. Дается ответ на вопрос «Почему дети в одной семье не похожи друг на друга?». Акцентируется внимание на эмоциональном климате семьи и психологическом благополучии матери, как основополагающем факторе для гармоничного развития отношений между детьми. Делается вывод о том, что произведенные исследования дают противоречивые результаты, и на основании этих результатов нет возможности установить однозначные связи между качеством взаимоотношений, когнитивными способностями и интервалом рождения. Приводятся мнения исследователей данной темы, в попытке ответить на вопрос, какая разница в возрасте является оптимальной. Приведены факторы, которые вызывают переход от здоровой конкуренции к зависти и способствуют формированию «поляризованной идентичности» между детьми. В качестве заключения приведены рекомендации исследователей на тему воспитания и формирования успешного сиблингового партнерства.
сиблинги, интервал рождения, семейные конфликты, порядок рождения, соперничество, сиблинговая позиция