УДК 373.1
В статье рассматриваются возможные пути формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности. Универсальные учебные действия (УУД) рассматриваются как действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В структуре УУД самостоятельным элементом выделяются коммуникативные: построение речевых высказываний, понимание других взглядов, коммуникабельность, работа в команде и т.д. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования и опытно-экспериментальная работа, содержание которой представлено в статье, позволили автору выявить потенциал внеурочной деятельности в формировании коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, который обеспечивается следующими ее особенностями: соответствие содержания внеурочной деятельности интересам и потребностям младших школьников; наличие возможности вовлечения учащихся в творческий процесс, включающий разнообразные формы и виды деятельности школьников; преобладание динамичных, активных и интерактивных методов и игровых технологий. На диагностическом этапе опытно-экспериментальной работы, реализуемом в реальных условиях, используя метод наблюдения, беседы с детьми и классным руководителем, анкетирования и методику Г.А. Цукерман «Рукавички», были выявлены уровни развития коммуникативных навыков учащихся: низкий, средний, высокий. Описание формирующего этапа представлено по основным направлениям работы: создание дружеской, радостной и уютной атмосферы, которая способствует раскрепощению и открытости детей, реализуемое через музыкальное сопровождение, просмотры мультфильмов (по теме исследования), установление положительного настроения; использование разнообразных методов, динамичность, активность, интерактивность мероприятий. Перечень предлагаемых при этом игр направлен на внимание, коллективное творчество, развитие творческих способностей, на дружескую атмосферу, на личностное развитие, социализацию в обществе, на формирование коллектива
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, младший школьник, внеурочная деятельность