УДК 371
На основе анализа Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Национального проекта «Образование» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования автором статьи отмечается большое значение нравственного воспитания детей, которому в дошкольных образовательных организациях в России отводится значительное место в структуре образовательного процесса. В статье на основе обоснования актуальности процесса нравственного воспитания детей дошкольного возраста автором рассматриваются результаты исследования представлений о моральных нормах у детей разных возрастных периодов дошкольного детства. Описана методика диагностики представлений о моральных нормах. Представлены и другие диагностические методики, такие как: наблюдение; индивидуальный опрос детей (И.В. Сушкова); «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой); «Закончи историю» (Ю.Л. Афонькина, Г.Л. Урунтаева); решение ситуаций морального выбора (Р.С. Буре, С.Г. Рочев, И.В. Сушкова). Приведены цели применения данных методик. Перечислены критерии оценки: количество осознаваемых норм морали; количество искажения в содержании моральных понятий; количество отражаемых в речи норм морали; количество отражаемых в речи существительных с нравственным содержанием; количество отражаемых в речи глаголов с нравственным содержанием; количество отражаемых в речи прилагательных с нравственным содержанием; количество отражаемых в речи наречий с нравственным содержанием; умение раскрыть моральное понятие через ряд отдельных характеристик; понимание положительной оценки со стороны общества правильного с точки зрения морали поведения; понимание отрицательной оценки со стороны общества неправильного с точки зрения морали поведения; умение тонко дифференцировать смежные понятия морали; способность совершать нравственный выбор; количество положительных видов нравственного выбора. Раскрыты результаты диагностики представлений детей о моральных нормах. Материал статьи содержит описание характеристик представлений детей о моральных нормах у детей на 4-м, 5-м, 6-м и 7-м годах жизни. В статье указывается на возможность и необходимость проектирования рекомендаций совершенствования процесса нравственного воспитания детей разных возрастных групп, на основе учета их возрастных особенностей в дошкольных образовательных организациях. Предложены направления проектирования рекомендаций по учету данных особенностей в образовательном процессе детского сада.
нравственность, мораль, нравственное воспитание, моральные нормы, представления о моральных нормах дошкольников, особенности представлений о моральных нормах у дошкольников