Карагодина Ангелина Александровна

Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством наглядного моделирования

УДК 373.2

В статье рассматривается проблема формирования предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются значительные трудности в понимании и употреблении предложно-падежных конструкций с пространственным значением, а также многочисленные нарушения вербальности и невербальности в сфере переработки оптико-пространственного информационного поля. Специфика особенностей кодированных и декодированных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи основана на предложно-падежном управлении. С целью изучения предложно-падежных конструкций старшим дошкольникам с общим недоразвитием речи были предложены задания, направленные на исследование понимания значения предлогов и употребления их в речи. Исследование показало, что у большинства испытуемых отмечался низкий уровень овладения предложно-падежными конструкциями. Формирующий эксперимент был направлен на решение возникших в ходе констатирующего эксперимента вопросов. На данном этапе экспериментального исследования мы знакомили детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с графическим способом предоставления информации – моделью. На основном этапе работы использовались геометрические фигуры, которые замещали используемый предмет. Коррекционно-логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи была направлена на уточнение конкретного значения и употребление предлога с падежной формой существительного. Значение предлога уточнялось с помощью графической схемы. После работы над отдельными предлогами проводилась дифференциация нескольких предлогов. Эффективность выбранного пути подтвердил контрольный эксперимент, который позволил определить значительное повышение уровней развития предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством наглядного моделирования.


Карагодина Ангелина Александровна

Бакалавр кафедры дошкольного и специального образования ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина»

lina.karagodina@yandex.ru

 Елец

Научный руководитель:

Подольская Олеся Александровна старший преподаватель кафедры дошкольного и специального образования, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»

-

 Елец

Библиографическая справка

Карагодина А.А. Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством наглядного моделирования //Электронный научно-практический журнал «Молодежная наука: тенденции развития». 2019. № 2 (11). С. 53-59. URL: http://molnaukaelsu.ru/data/uploads/issues/2019/2019-02-53.pdf (дата обращения 28.03.2024)
Наверх