УДК 373.2
В статье рассматривается проблема формирования предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются значительные трудности в понимании и употреблении предложно-падежных конструкций с пространственным значением, а также многочисленные нарушения вербальности и невербальности в сфере переработки оптико-пространственного информационного поля. Специфика особенностей кодированных и декодированных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи основана на предложно-падежном управлении. С целью изучения предложно-падежных конструкций старшим дошкольникам с общим недоразвитием речи были предложены задания, направленные на исследование понимания значения предлогов и употребления их в речи. Исследование показало, что у большинства испытуемых отмечался низкий уровень овладения предложно-падежными конструкциями. Формирующий эксперимент был направлен на решение возникших в ходе констатирующего эксперимента вопросов. На данном этапе экспериментального исследования мы знакомили детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с графическим способом предоставления информации – моделью. На основном этапе работы использовались геометрические фигуры, которые замещали используемый предмет. Коррекционно-логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи была направлена на уточнение конкретного значения и употребление предлога с падежной формой существительного. Значение предлога уточнялось с помощью графической схемы. После работы над отдельными предлогами проводилась дифференциация нескольких предлогов. Эффективность выбранного пути подтвердил контрольный эксперимент, который позволил определить значительное повышение уровней развития предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством наглядного моделирования.
дети старшего дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, предложно-падежные конструкции, наглядное моделирование