УДК 159.99
В статье отражена актуальная мировая проблема сбора мусорных отходов, где одним из основных вариантов её решения в различных странах мира и России выступает развитие культуры раздельной сортировки у населения, приводятся примеры раздельного сбора мусорных отходов в зарубежных странах и формирование такой культуры с детского возраста. На основе анализа отечественных исследований, автор приходит к выводу о необходимости экспериментального изучения психологических предпосылок, способствующих развитию культуры раздельной сортировки мусора у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Автор описывает эксперимент, состоящий из трёх серий, которые направлены на выявление представлений детей о классификации мусорных отходов, их составе. Детям предлагались объекты, входящие в мусорные отходы различные по составу – пластик, полиэтилен, бумага, стекло, металл, которые они должны были назвать одним словом, определить их состав и распределить по контейнерам с соответствующими обозначениями. Полученные результаты демонстрируют, что на каждом возрастном этапе психологическими предпосылками развития культуры раздельной сортировки мусорных отходов в дошкольном и младшем школьном возрасте выступает сформированность определённых форм и операций мышления. Автор приходит к выводу о том, что возраст 7-8 лет является наиболее сензитивным возрастом для самостоятельного распределения предметов мусорных отходов, сделанных из различных материалов. В этом возрасте у ребёнка сформированы мыслительные операции – классификации групп объектов по какому-либо одному их признаку и обобщение нескольких предметов в один объект. Данные психологические особенности могут быть учтены при разработке программ экологической направленности для ДОО и начальной школы.
психологические предпосылки, сортировка мусора, мусорные отходы, дошкольники, младшие школьники, развитие