УДК 373.2
В статье рассматривается проблема развития счетной деятельности у детей пятого года жизни. Отмечая сензитивность дошкольного возраста для развития первоначальных элементарных математических представлений у детей, автор подчеркивает значимость их своевременного развития для дальнейшего процесса обучения математике и развития познавательных процессов. На основе раскрытия сущности счетной деятельности отмечена плеяда ученых, внесших вклад в изучение проблемы формирования счетной деятельности детей дошкольного возраста (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Ф. Фребель, М. Монтессори, Л.В. Глаголева, Е.И. Тихеева, Ф.И. Блехер, А.М. Леушина, А.В. Белошистая, И.В. Сушкова, М.А. Габова). Показаны различные точки зрения на проблему развития счетной деятельности дошкольников и раскрыто содержание экспериментальной работы по выявлению особенностей этой деятельности у детей пятого года жизни. Материалы статьи содержат описание диагностики счетной деятельности дошкольников средней возрастной группы детского сада и ее результаты. Приведено описание диагностики счетной деятельности детей 5-го года жизни, которая включает диагностические задания и описание критериев оценки: адекватность (использование для счета правой руки; выполнение счета слева направо или в зависимости от указанного направления; владение количественным и порядковым счетом; владение счетом групп предметов; владение обратным счетом; владение счетом парами), самостоятельность (выполнение заданий с помощью экспериментатора или без нее). Описаны особенности счета у детей пятого года жизни – неравномерный характер развития счетной деятельности у детей пятого года жизни, который проявляется следующей иерархией уровней: выше среднего, средний, ниже среднего. В материалах статьи представлены направления работы по учету особенностей счетной деятельности детей пятого года жизни при использовании игр-тренажеров в образовательном процессе средней группы детского сада. Отмечено, что реализация данных направлений способствует повышению результативности овладения детьми пятого года жизни, операциональной составляющей счета и счетной деятельностью, в целом, а также обогащению технологических аспектов процесса математического развития детей в дошкольных образовательных организациях.
счет, счетная деятельность, дети пятого года жизни, особенности счетной деятельности детей пятого года жизни, игры-тренажеры