УДК 1174
В данной статье рассматривается вопрос о количественном и качественном составе терминологической лексики, а также способах её предъявления в учебниках по русскому языку, используемых в начальных классах школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи, с позиций соответствия анализируемого материала адаптированным программам. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что результаты, которыми дети должны овладеть к окончанию начального уровня общего образования, четко сформулированы в примерной основной образовательной программе, в том числе и такой образовательный результат, как «владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами». Владение базовыми предметными понятиями предполагает владение учебно-терминологической лексикой. Следовательно, усвоение выпускниками начальной школы теоретического минимума по любому предмету – одна из основных задач начального обучения любой категории детей. Анализ терминологической лексики проводился нами с нескольких позиций: 1) с точки зрения количественного состава представленных в учебнике терминов; 2) с точки зрения содержательного терминологического состава всех разделов учебника; 3) с точки зрения способов предъявления терминов во всех разделах учебника; 4) с точки зрения включения терминов в систему упражнений, направленных на развитие речемыслительной деятельности ребёнка. На основании проведенного анализа делался вывод о соответствии выбранного образовательной организацией учебника потребностям обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями в плане формирования у них способности к абстрагированию и обобщению, в плане организации преодоления эффекта «терминологической необучаемости».
федеральный государственный образовательный стандарт, адаптированная программа, тяжелые нарушения речи, учебно-терминологическая лексика, учебник русского языка