Аксенова Ульяна Александровна

Терминологическая лексика в учебниках русского языка для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

УДК 1174

В данной статье рассматривается вопрос о количественном и качественном составе терминологической лексики, а также способах её предъявления в учебниках по русскому языку, используемых в начальных классах школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи, с позиций соответствия анализируемого материала адаптированным программам. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что результаты, которыми дети должны овладеть к окончанию начального уровня общего образования, четко сформулированы в примерной основной образовательной программе, в том числе и такой образовательный результат, как «владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами». Владение базовыми предметными понятиями предполагает владение учебно-терминологической лексикой. Следовательно, усвоение выпускниками начальной школы теоретического минимума по любому предмету – одна из основных задач начального обучения любой категории детей. Анализ терминологической лексики проводился нами с нескольких позиций: 1) с точки зрения количественного состава представленных в учебнике терминов; 2) с точки зрения содержательного терминологического состава всех разделов учебника; 3) с точки зрения способов предъявления терминов во всех разделах учебника; 4) с точки зрения включения терминов в систему упражнений, направленных на развитие речемыслительной деятельности ребёнка. На основании проведенного анализа делался вывод о соответствии выбранного образовательной организацией учебника потребностям обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями в плане формирования у них способности к абстрагированию и обобщению, в плане организации преодоления эффекта «терминологической необучаемости».


Аксенова Ульяна Александровна

Бакалавр кафедры логопедии ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет»

Ulyana_aksenova@inbox.ru

 Самара

Научный руководитель:

Горшенёва Ирина Аркадьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры логопедии ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет»

-

 Самара

Библиографическая справка

Аксёнова У.А. Терминологическая лексика в учебниках русского языка для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи //Электронный научно-практический журнал «Молодежная наука: тенденции развития». 2019. № 2 (11). С. 30-35. URL: http://molnaukaelsu.ru/data/uploads/issues/2019/2019-02-30.pdf (дата обращения 22.11.2024)
Наверх