УДК 159.922.7
В статье рассматриваются особенности эмоциональной сферы старших дошкольников, воспитывающихся в условиях депривации отцовского влияния. Актуальность проблемы воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях отсутствия или недостаточного участия отца, то есть в неполной семье, остаётся неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Целью нашего исследования является выявление особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях полных и неполных семей. Материал статьи включает содержание экспериментального исследования по осуществлению сравнительного анализа специфики эмоциональной сферы детей, воспитывающихся в полных и неполных семьях. Было обследовано 60 старших дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях. Применялись следующие методики: методика «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребёнка» И. Швайнцвара; методика «Тест тревожности» (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки); Методика «Кактус» (М.А. Панфилова); методика «Незаконченные предложения» (Н.Д. Денисова). При подборе методик мы опирались на показатели нарушений в эмоциональной сфере детей, воспитывающихся в условиях отсутствия или недостаточного участия отца. Показано, что депривация отцовского влияния имеет негативное значение для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в неустойчивости эмоциональной сферы, агрессивности, тревожности и отрицательном или безразличном отношении к отцу. По результатам проведенного экспериментального исследования были разработаны рекомендации для родителей по преодолению негативных последствий депривации отцовского влияния на старших дошкольников.
эмоциональная сфера, депривация отцовского влияния, полные и неполные семьи, дети старшего дошкольного возраста