УДК 159.9
В статье приведены результаты эксперимента по выявлению уровня IQ дошкольников в возрасте от 3,5 до 7 лет с помощью методики диагностики интеллекта S. Jastak и G.S. Wilkinson, в основе которой лежит набор математических субтестов. Отмечается, что в практической психологии в основном применяются интеллектуальные тесты, в которых материалом субтестов выступают рисунки, схемы, графический или вербальный материал. Математические задачи используются только в качестве содержания отдельных субтестов. В результате эмпирического исследования было выявлено, что тест, в котором присутствуют исключительно задания математического содержания, имеет хороший диагностический потенциал. Целью исследования стала проверка гипотезы о том, что выявлять IQ с помощью теста на интеллект, имеющего математические задания, можно с 3,5 лет. При этом традиционно тесты на интеллект начинают применяться с 5,5 лет. В результате исследования было установлено, что количество выполненных заданий с возрастом увеличивается, что характерно для интеллектуальных тестов. В силу этого обосновывается, что данный тест может использоваться в диагностических целях не только с 5,5 лет, как установлено в инструкции, но и с 3,5 лет. Были установлены и научные факты, выходящие за пределы сформулированной гипотезы. Так, было выявлено, что обратные операции не доступны младшим дошкольникам, что подтверждает теорию интеллектуального развития Ж. Пиаже. Высказана гипотеза о том, что тест S. Jastak и G.S. Wilkinson может быть использован в качестве диагностического инструмента по выявлению причин неуспешности интеллектуальной деятельности дошкольника, но эта гипотеза нуждается в проверке.
дошкольник, диагностика интеллекта, математические субтесты, IQ дошкольника