УДК 37
В данной статье рассматривается проблема изучения особенностей речевого развития поздно заговоривших детей по достижении ими возраста 4-х, 6-ти и 8-ми лет. Актуальность рассматриваемой проблемы определяется необходимостью изучить особенности речевого развития поздно заговоривших детей, с тем чтобы определить степень влияния позднего начала говорения детей на дальнейшее речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. В данной статье речь пойдёт о тех поздно заговоривших детях, которые овладели речью самостоятельно, без помощи специалистов (логопедов, психологов, дефнктологов и др.). Цель исследования – выявление особенностей речевого развития поздно заговоривших детей по достижении ими возраста 4-х, 6-ти и 8-ми лет, выявление факторов, влияющих на позднее начало речи, а также определение путей преодоления этого темпового отставания. В статье представлены данные экспериментального исследования, отражающие особенности речевого развития поздно заговоривших детей по достижении ими возраста 4-х, 6-ти и 8-ми лет (представлен качественный анализ речевого развития детей, вошедших в экспериментальную группу). В данной статье отражены наши предположения о возможных причинах позднего говорения: причины социального характера, типологическая принадлежность ребёнка (а именно принадлежность к экспрессивному типу в освоении языка), гендерный фактор, причины биологического характера. Результаты проведённого эксперимента позволили сделать вывод, что позднее речевое развитие – это не единый симптом, имеющий единую природу, а следствие причин, имеющее в дальнейшем различное течение и динамику развития.
поздно заговорившие дети, позднее начало речи, позднее говорение, особенности речевого развития, дошкольный возраст